Некачественный ремонт автомобиля: что делать
При эксплуатации автомобиля неизбежно возникают ситуации, когда приходится обращаться в автосервис. Ввиду значительной стоимости машины и ремонтных работ, любые нарушения со стороны автосервиса влекут нарушения прав потребителя. Разберем, какие меры защиты предусматривает Закон № 2300-1 за некачественный ремонт автомобиля.
Некачественный ремонт автомобиля: защита прав потребителя
При обращении в автосервис для ремонта машины возникают правоотношения, регулируемые Законом РФ № 2300-1. Помимо этого, исполнитель обязан соблюдать требования Постановления Правительства РФ от 11.04.2001 № 290, которым утверждены правила техобслуживания и ремонта автотранспортных средств.
Чтобы защитить свои права, гражданам необходимо учитывать следующие нюансы оформления договорных отношений с автосервисом:
- Постановление Правительства № 290 обязывает заключать письменный договор на оказание услуг или выполнение ремонтных работ. В качестве альтернативы допускается заполнение заказ-наряда с описанием конкретного перечня работ, сроками исполнения и стоимости заказа;
- при подписании договора должны быть указаны достоверные сведения об исполнителе, что поможет предъявить претензии относительно некачественного ремонта авто;
- на большинство видов работ должен быть установлен гарантийный срок, в пределах которого исполнитель гарантирует нормальное функционирование отремонтированных узлов и агрегатов.
Обратите внимание! При сдаче машины на ремонт в автосервис нужно детально зафиксировать внешний вид автомобиля, существующие повреждения. Также стороны определяют, кто будет представлять детали и запасные части для ремонтных работ.
Нарушение требований к качеству ремонтных работ может быть выявлено сразу после получения автомобиля, либо при его последующей эксплуатации. О любом нарушении необходимо составить акт, который будет являться основанием для предъявления претензий. Если недостатки ремонта выявлены в пределах гарантийного срока, автосервис обязан устранить их за свой счет.
Для устранения недостатков потребитель вправе указать разумный срок выполнения дополнительных работ, если он не был зафиксирован в условиях договора. При нарушении указанных сроков возникает право предъявить претензию, а затем и обратиться в суд.
При возникновении спора о причинах проявления недостатков после ремонта необходимо располагать надлежащими доказательствами. Для этого проводится экспертиза автомобиля после некачественного ремонта.
Экспертиза автомобиля после некачественного ремонта
Сразу после направления в автосервис требования об устранении недостатков, может возникнуть спор о причинах их возникновения. Желание автосервиса сэкономить средства нередко приводит к необоснованным отказам в проведении ремонта, возмещении расходов автовладельца.
Если необходимо доказать факт некачественного ремонта автомобиля, получить объективное заключение о причинах недостатков поможет экспертиза. Проведение экспертизы входит в компетенцию специалистов-автоэкспертов, имеющих квалификационный аттестат. Проведение экспертизы происходит по следующим правилам:
- представитель автосервиса должен быть уведомлен о месте и времени проведения экспертных мероприятий (как правило, для этого направляется телеграмма);
- в ходе осмотра автомобиля изучается договор на оказание услуг, заказ-наряд, акт выполненных работ;
- эксперт сопоставляет выявленные повреждения и недостатки транспортного средства с последствиями ремонтных работ;
- в итоговом отчете эксперта будут указаны выводы относительно причин возникновения недостатков, состав расходов на их устранение.
Заключение автоэксперта является основанием для предъявления претензии. Составление претензии желательно поручить юристу в указанной сфере, поскольку самостоятельное урегулирование спора может повлечь вынесение отрицательного решения суда.
За некачественно проведенный ремонт виновник будет обязан выплатить неустойку, размер которой определен статьей 28 Закона № 2300-1 – 3% от суммы заказа за каждый день нарушения сроков по устранению недостатков. Даже если до обращения в суд автосервис выполнит все необходимые работы, право на взыскание неустойки сохраняется.
Подать исковое заявление в суд можно только после предъявления претензии и получении отказа на нее (отсутствие ответа автосервиса приравнивается к отказу). Одновременно автовладелец может подать жалобу в Роспотребнадзор. Это ведомство уполномочено проводить проверки по любым фактам нарушения интересов потребителя. Штрафные санкции, предъявляемые для взыскания в суде, начисляются на момент полного исполнения обязательства по устранению некачественного ремонта автомобиля.