Вселение граждан в квартиру

Граждане приобретают право на вселение в квартиру по основаниям, указанным в законе, либо в соглашении с собственником. Автоматически возникает право на регистрационный учет по месту жительства или пребывания. Вселение и регистрация позволяет временно или постоянно проживать и пользоваться жильем.

Особенности вселения и прописки в квартиру

Вселение в квартиру или комнату, принадлежащую на праве собственности, осуществляется на основании решения правообладателя. В этом случае собственник объекта вправе сам решать, кому и как предоставляется жилье, на какой срок разрешается вселение и проживание. Если жильем владеют несколько лиц, каждый из них должен выразить согласие (разрешение) на вселение и прописку.

При каких обстоятельствах возникает законное право на вселение в частные жилые помещения? В перечень правовых оснований для вселения в квартиру, принадлежащую частному собственнику, входит:

  • предоставление жилплощади для постоянного проживания членов семьи правообладателя, а также иных лиц;
  • безвозмездное предоставление жилья на основании заявления правообладателя;
  • оформление краткосрочных или долгосрочных договоров найма;
  • предоставление жилья во временное пользование по арендному договору.

Если при предоставлении жилплощади у граждан не возникает право постоянного пользования, они могут быть принудительно выселены правообладателем после истечения срока соглашения. Также закон допускает случаи досрочного прекращения прав на проживание при нарушении правил пользования жильем, несвоевременной оплате коммунальных услуг, по иным причинам.

Если основанием для вселения является договор, в его содержании может указываться предельный период проживания, а также круг граждан, приобретающих право пользования. Это письменное соглашение будет рассматриваться как надлежащее основание для постановки на регистрационный учет в миграционной службе МВД.

Существуют ли специальные особенности при вселении в квартиру родственников и близких лиц? Члены семьи собственника, а также ряд иных близких лиц, могут вселяться без составления какого-либо соглашения. Они получат право постоянного пользования жилплощадью, если иное не будет оговорено при вселении. Это право не утрачивается даже при переходе права собственности на объект недвижимости, и будет отражено в условиях договора купли-продажи (если постоянные жильцы сами не снимутся с учета).

Узнайте больше  Составление и расторжение договора купли-продажи недвижимости
Вселение граждан

Как происходит постановка граждан на постоянный учет

Постановка граждан на постоянный или временный учет является обязательным требованием закона. Нарушение правил регистрации и сроков обращения в миграционную службу МВД, может повлечь административную ответственность. Регистрационные действия входят в полномочия МВД. Помимо этого, допускается обращение с заявлением о прописке через иные органы – паспортные столы местных администраций,  Многофункциональные центры (МФЦ).

Для регистрационного учета при вселении обязательно представляется следующий пакет документов:

  • заявление о постановке на временный или постоянный регистрационный учет;
  • заявление от правообладателя объекта, дающего разрешение на вселение и прописку;
  • документ, на основании которого предоставлено жилое помещение – договор, соглашение и т.д.;
  • паспорта и свидетельства о рождении на правообладателя и каждого регистрируемого гражданина.

Если проверка представленных документов не выявит замечаний, специалисты миграционного отдела МВД проведут регистрацию, заполнят бланк свидетельства о временной прописке. Для граждан, вселяемых на постоянной основе, в паспорт ставится регистрационный штамп. Это позволит подтвердить наличие прописки в случае проверки документов сотрудниками полиции, иных ведомств.

Вселение и регистрационный учет граждан в муниципальную квартиру

Законодательство РФ предусматривает специальные требования при вселении в жилье муниципального фонда (например, по договорам соцнайма или в служебную квартиру). Одновременно с изданием постановления о предоставлении квартиры или комнаты из муниципального фонда оформляется договор соцнайма. Этот документ не только подтверждает право пользования помещением, но и содержит перечень лиц, имеющих право на вселение и регистрацию.

Жильцы, включенные в договор соцнайма или отнесенные к членам семьи нанимателя, имеют право подать документы для постановки на учет по месту жительства, т.е. получить постоянную прописку. В подразделение МВД представляется следующий пакет документов:

  • заявление на регистрацию;
  • паспорта и свидетельства на всех нанимателей;
  • документ, подтверждающий основания для предоставления жилплощади в постоянное пользование (договор соцнайма или постановление о предоставлении квартиры).
Узнайте больше  Порядок согласования перепланировки квартиры в МВК

Такая форма регистрационного учета устанавливается бессрочно, и будет прекращена после расторжения договора соцнайма, принудительного выселения, либо по иным основаниям. Если граждане принимают решение о выписке из квартиры, они не утрачивают право пользования жилым помещением до тех пор, пока не приобретут права на другую недвижимость.

Одновременно с родителями вселяются и прописываются их дети, даже если они не перечислены в договоре социального найма (например, родились после выделения жилья). С момента вселения на всех членов семьи будут  распространяться единые права и обязанности нанимателей.

В ряде случаев нанимателям предоставлено право вселять иных лиц. При этом учитываются следующие нюансы:

  • для вселения в квартиру членов семьи согласия наймодателя не потребуется;
  • для вселения иных категорий граждан нужно получить согласие (разрешение) наймодателя в письменной форме.

Временное вселение также разрешается с согласия наймодателя, за исключением случаев, прямо указанных в нормативных актах.

Прекращение регистрации возможно только в случае принудительного выселения (например, при существенном нарушении правил пользования квартирой), либо после выделения другого жилья. Для снятия с регистрационного учета в МВД направляется судебный акт о принудительном выселении, либо наниматели заполняют личное заявление.

Вселение граждан

Особенности снятия с регистрационного учета

Временная регистрация автоматически аннулируется после истечения срока предоставления жилплощади,  а специальное обращение правообладателя в МВД не требуется. Регистрация по месту жительства сохраняется до прекращения постоянного права пользование на квартиру или комнату.

Отдельные особенности предусмотрены для вселения и регистрационного учета несовершеннолетних граждан. По закону место жительства ребенка определяется адресом проживания его родителей. Следовательно, если жилое помещение предоставлено совершеннолетнему гражданину, он имеет право беспрепятственно вселить своего ребенка, а затем и зарегистрировать его через МВД.

Если подошел к концу срок, на который осуществлялось вселение в квартиру, происходит аннулирование прописки не только родителей, но и несовершеннолетних детей. Тем не менее, если несовершеннолетнему оформлена постоянная регистрация и предоставлено право постоянного пользования жилплощадью, выселение и снятие с учета разрешается только с согласия органов опеки.

Узнайте больше  Проект перепланировки квартиры в МКД

Если у вас возникли вопросы о порядке вселения граждан в муниципальное или собственное жилье, обращайтесь на бесплатную консультацию к нашим специалистам. Для этого можно позвонить по телефонам, указанным на сайте, либо заполнить форму обратной связи.

Вам может также понравиться...

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять