Имеет ли право охранник задерживать покупателя в магазине
Практически каждый покупатель, рано или поздно, сталкивается в магазине с повышенным вниманием охранников. Имеет ли право охранник магазина задерживать покупателя, если подозревает его в краже? Рассмотрим пределы законных действий охраны торговых точек.
Какие полномочия имеет охрана магазина в отношении покупателя
Имеет ли право охранник задерживать покупателя, и что может являться основанием для задержания? Охрана торговых сетей и магазинов не входит в систему правоохранительных органов РФ. Как правило, для охраны порядка в торговых залах приглашаются квалифицированные сотрудники частных предприятий, чьи полномочия существенно ограничены законом. Поэтому и исполнения обязанностей должно сопровождаться пресечением конфликтов, вежливым предложением показать личные вещи или пройти к руководству магазина для устранения недоразумений.
Полномочия охранников магазина ограничены их должностной инструкцией. Они вправе осуществлять следующие действия по отношению к покупателям:
- предложить показать в добровольном порядке содержимое личных вещей для досмотра, объяснив основания для подозрения в краже;
- вызвать сотрудников правоохранительных органов для задержания правонарушителя, если такие основания возникают из текущей обстановки или поведения посетителя магазина;
- задержать покупателя до приезда полиции, если это связано с пресечением преступления, в целях личной самообороны охранника и иных лиц в магазине.
Обратите внимание! Если покупатель отказывается предоставить свои вещи для осмотра, охранник не вправе использовать принудительные меры досмотра. Если имеются существенные основания для подозрений в краже, незамедлительно вызывается полиция, а все дальнейшие действия будет проводить сотрудник МВД.
Применение физической силы сотрудниками частных охранных предприятий допускается только для предотвращения или пресечения преступления, административного проступка. Исходя из анализа судебной практики, задержание покупателя в магазине и применение к нему силы должно быть соразмерно допущенному проступку.
Например, нанесение неоднократных ударов за малозначительное хищение будет являться явным превышением полномочий и повлечет административную или уголовную ответственность. Однако если покупатель не только украл товар в магазине, но и сам применяет физическую силу к сотрудникам магазина, охранник вправе противодействовать такому нарушению порядка.
Еще больше материалов о защите прав потребителей можно найти в нашей рубрике «Умная защита».
Что делать если охранник задерживает в магазине
Что можно предпринять, если охранник пытается вас задержать? Можно воспользоваться следующими рекомендациями:
- попросить охранника представить для ознакомления свое служебное удостоверение. Это требование сотрудник ЧОПа обязан выполнить, под угрозой лишения лицензии;
- потребовать объяснения для задержания или вызова сотрудников полиции;
- записать противоправные действия охранника на телефон, указав при записи на необходимость зафиксировать доказательство для суда;
- подать по Закону № 2300-1 письменную жалобу в адрес руководства магазина с описанием противоправных действий.
Если незаконные действия охранника причинили физический или имущественный вред, потребитель вправе обратиться в правоохранительные органы для привлечения к уголовной или административной ответственности. Если действиями охранника причинены психические и нравственные страдания, можно взыскать компенсацию морального вреда через суд.
При возникновении претензий со стороны охранника не стоит провоцировать конфликт. В большинстве случаев любое недоразумение можно устранить вызовом управляющего торговой точкой, просмотром записи с камеры наблюдения. Если охранник без объяснения причин продолжает задержание и применяет силу, нужно зафиксировать это в письменной форме. Попросите других посетителей магазина выступить свидетелями и запишите их данные в акт. При рассмотрении спора в суде именно эти показания могут стать решающим доказательством.
В любой конфликтной ситуации вы имеет право обжаловать незаконные действия охраны магазина. Для этого советуем обратиться на консультацию к юристам нашей компании. Все интересующие вопросы вы можете задать по телефону круглосуточной линии или через форму обратной связи на нашем сайте.