Вселение в жилое помещение: основания и документы
Для возможности легального проживания в жилом помещении граждане должны соблюсти процедуру вселения. Регистрационный учет и вселение граждан осуществляются по различным правилам и основаниям. На это влияет правовой статус жилплощади, срок проживания, ряд иных важных факторов. Об особенностях вселения в частное и муниципальное жилье расскажу в этом материале.
Вселение в муниципальную квартиру
Процесс вселения подразумевает не только получение физического доступа в жилое помещение, но и приобретение определенных прав на недвижимость. Нужно учитывать, что для различных видов жилых помещений необходимо соблюсти специальный регламент вселения. Муниципальные квартиры выделяются гражданам на условиях соцнайма.
Предоставление жилья по указанным основаниям происходит по правилам, регламентированным Жилищным кодексом РФ. Для вселения нанимателей нужно учитывать следующие нюансы:
- выделение жилых помещений по соцнайму происходит в порядке очередности (для этого граждане должны обратиться в местный орган власти, встать на учет);
- жилье предоставляется на всех членов семьи, состоявших в очереди;
- при заключении договора социального найма жилье остается в муниципальной собственности, а граждане лишены возможности самостоятельно распоряжаться квартирой.
Такой статус жилого помещения накладывает существенные ограничения на порядок вселения и прописки граждан. Без разрешения наймодателя, т.е. уполномоченного муниципального органа, вселить на муниципальную жилплощадь можно только членов своей семьи. В их состав входит супруг после оформления брачных отношений; несовершеннолетние дети, ряд иных лиц, признанных членом семьи нанимателя.
По условиям социального найма, одновременно с вселением и регистрационным учетом по месту жительства, граждане приобретут и право постоянного пользования квартирой. Это означает, их можно принудительно выселить только по основаниям, прямо указанным в законе. Например, по ЖК РФ это допускается при образовании существенной задолженности свыше 6 месяцев подряд, при выявлении систематических и грубых нарушений правил пользования жильем, в ряде иных случаев.
Вселить на муниципальную жилплощадь иных субъектов, не входящих в состав семьи, можно только с согласия наймодателя. Это правило распространяется и на случаи временного вселения, когда жилье выделяется на непродолжительный срок. Временное вселение граждан и постановка их на учет по месту пребывания означает, что они не приобретут право пользования недвижимостью. Такие лица могут быть автоматически выселены после истечения срока прописки.
Постоянная или временная регистрация нанимателей осуществляется территориальными отделами МВД. Для этого необходимо представить документы, подтверждающие основание для вселения. Постоянная регистрация подтверждается штампом в паспорте, свидетельством о регистрации. Для подтверждения временной прописки также необходимо получить соответствующее свидетельство.
Вселение в служебную квартиру
Оформление статуса служебного жилья подразумевает, что оно выделяется гражданам строго с определенной целью – обеспечение квартирой на период работы и службы в государственных или муниципальных учреждениях, ведомствах. Вселение непосредственно связано осуществлением трудовой деятельности или службы, поэтому после увольнения права на жилье будут аннулированы.
Процесс вселения и проживания в служебных квартирах имеет существенные нюансы:
- проживание в служебных квартирах носит временный характер, а после прекращения трудовых или служебных отношений жильцы подлежат выселению;
- в отличие от жилья по соцнайму, служебные квартиры не подлежат приватизации в собственность жильцов;
- правом на вселение обладают только члены семьи работника или служащего, получившего квартиру.
Обратите внимание! В отдельных случаях право на проживание в служебных квартирах сохранится даже после утраты места работы или службы. К таким случаям, помимо прочего, относится смерть члена семьи, которому была выделена недвижимость.
Собственником служебных квартир в России являются публичные органы власти (субъект РФ, город, муниципальный район и т.д.), либо предприятие с государственным или муниципальным участием. Регистрация граждан, получивших служебное жилье, в МВД осуществляется на основании распорядительного акта местного органа власти, трудового договора или служебного контракта.
Особенности вселения в общежитие
Как правило, общежитие также выступает жильем, предоставляемым на период работы, учебы или службы. Собственниками общежитий могут выступать местные органы власти и предприятия, при этом правовой режим вселения осуществляется с учетом периода рабочих или служебных отношений.
Государственный или муниципальный фонд общежитий не может быть приватизирован — это правило содержится в ст. 4 Закона № 1541-1. Тем не менее, в ряде случаев указанные жилые помещения могут передаваться гражданам на условиях соцнайма. Для этого должно быть вынесено распоряжение местной администрации. Вселение в общежития происходит на временный срок. Прописка будет утрачена после прекращения трудовых, рабочих или учебных отношений.
Вселение в частную квартиру
Наличие частной собственности на жилые помещения существенно упрощает процедуру вселения и регистрационного учета. В этом случае владельцу жилья предоставлено исключительное право давать разрешение на постоянное или временное проживание, что подтверждается договорами или заявлением о регистрации. Еще ряд важных деталей для вселения граждан в квартиру, можно прочитать в нашем предыдущем материале.
Члены семьи собственника приобретают право постоянного пользования квартирой сразу после соблюдения всех формальностей при вселении. Прекращение семейных отношений (развод) дает собственнику право принудительно выселить таких граждан с жилплощади. Для частных квартир допускается их передача иным лицам на основании договора аренды, краткосрочного найма. При этом временные жильцы приобретут прописку на весь срок действия договора.
Как вселить ребенка в квартиру
Вселение и прописка несовершеннолетних граждан в жилые помещения имеет специальную особенность – дети должны проживать по адресу их родителей. По этой причине, вне зависимости от статуса жилого помещения и оснований его предоставления, ребенок может быть вселен и зарегистрирован в квартире без дополнительного согласия собственника.
При этом нужно учитывать, что утрата родителями права на проживание или их принудительная выписка, автоматически влекут выселение детей. Исключение составляют случаи, когда у ребенка возникло самостоятельное право на жилое помещение (например, доля собственности или постоянное проживание на условиях соцнайма). В этих случаях выселение детей допускается только с согласия уполномоченных органов опеки.
Когда вселение невозможно
При вселении в жилые помещения, за исключение частных квартир, существует ряд ограничений:
- при вселении в муниципальное или служебное жилье, а также в общежития, должен соблюдаться норматив жилплощади на одного гражданина (как правило, в регионах он составляет 18 кв.м., но не распространяется только на случаи вселения членов семьи);
- специальные ограничения есть по доле к недвижимости, на которую допускается вселение (обычно это не менее 6 кв.м. жилой площади);
- если жилье не находится в частной собственности, вселение любых граждан, за исключением членов семьи, не допускается без специального разрешения наймодателя, владельца жилфонда;
- законом запрещено вселение в жилые помещения, признанные аварийным или ветхим фондом, а также в квартиры, непригодные для проживания.
Чтобы уточнить возможные основания для отказа во вселении или регистрации, рекомендуем за помощью нашим юристам по жилищным вопросам. Мы окажем помощь в оформлении необходимых документов, при оспаривании действий и решений уполномоченных органов при отказе во вселении. Обращайтесь, мы поможем найти выход даже в самой сложной ситуации!