Компенсация морального вреда при защите прав потребителя

Закон № 2300-1 предусматривает множество вариантов защиты прав потребителей, в том числе взыскание неустойки, штрафа с недобросовестного продавца или исполнителя. Если потребителю причинены психические и нравственные страдания, для их возмещения можно взыскать компенсацию морального вреда.

Особенности компенсации морального вреда

В случае продажи бракованных изделий или оказания услуг ненадлежащего качества у потребителя возникает право требовать денежных компенсаций, возврата средств и товара, безвозмездного ремонта Неустойка за товар ненадлежащего качества определяется по правилам, указанным в Законе РФ № 2300-1, зависит от цены реализованного изделия. Выплата компенсация за бракованный товар может осуществляться во внесудебном порядке, так как продавец обязан удовлетворить письменную претензию покупателя.

Компенсация морального вреда потребителю может осуществляться только на основании решения суда. Это обусловлено следующими нюансами:

  • моральный вред за некачественный товар имеет субъективный и оценочный характер, не зависит напрямую от стоимости услуги или приобретенного предмета;
  • компенсация морального вреда при защите прав потребителя зависит от степени и характера психических и нравственных страданий, которые вправе оценивать только суд;
  • компенсация морального вреда при нарушении прав потребителей может быть взыскана даже в случае добровольного удовлетворения претензии продавцом или исполнителем.

Обязанность по доказыванию причиненного морального вреда возложена на потребителя. По это причине жалобы в адрес Роспотребнадзора о допущенных нарушениях не помогут добиться взыскания компенсации за моральный вред. Указанное ведомство не вправе оценивать степень страданий гражданина.

Компенсация морального вреда Все по шагам

Основания для компенсации морального вреда

Что включается законом в понятие морального вреда? Исходя из специфики Закона № 2300-1, ГК РФ и анализа судебной практики, к нравственным страданиям могут относиться:

  • необоснованный отказ в принятии заявления о ненадлежащем качестве изделия, письменной претензии о выплате неустойки;
  • уклонение от проведения обязательных мероприятий, предусмотренных Законом № 2300-1 (например, затягивание сроков экспертизы некачественного товара или отказ в ее проведении);
  • случаи грубого отношения прав потребителя по спорам о качестве продукции, подтвержденные вещественными и письменными доказательствами, показаниями свидетелей.
Узнайте больше  Что делать покупателю если обманули в интернет-магазине

Существует распространенное заблуждение, что доказать моральный вред можно только путем обращения в медицинские учреждения, подтверждения заболеваний, назначения курса лечения. На самом деле факт стрессовой ситуации, причиняющей нравственные страдания, может не сопровождаться обращением к медикам. Суд обязан оценивать все доказательства и доводы истца, с учетом допущенного нарушения прав потребителя.

Компенсация морального вреда Все по шагам

Как взыскать компенсацию морального вреда

Исковое заявление о компенсации морального вреда предъявляется в мировой суд или суд общей юрисдикции. Это зависит от суммы спора – дела о взыскании менее 50 тыс. рублей должны рассматривать мировые суды. Определение суммы компенсации происходит с учетом следующих обстоятельств:

  • размер компенсации обязан указать истец при подаче заявления в суд (также указывается обоснование расчета исковых требований);
  • истец обязан представить доказательства причинения морального вреда – справки из больницы о наличии стрессовой или психотравмирующей ситуации; аудио- или видеозаписи общения с представителями продавца; показания свидетелей и т.д.;
  • по правилам Закона № 2300-1 сам факт нарушения прав потребителя будет являться основанием для возмещения морального вреда. Однако при отсутствии доказательств сумма компенсации будет определена формально и в минимальном размере.

Добиться существенной суммы компенсации за моральный вред крайне сложно без профессиональной юридической помощи. Закон не устанавливает четких критериев для определения размера требований, что усложняет взыскание. С помощью юриста можно использовать данные судебной практики по аналогичным делам, чтобы обосновать причиненный вред.

Требование о компенсации за моральный вред может рассматриваться в судебном процессе одновременно с взысканием неустойки и штрафа. Если указанные санкции уже были взысканы, право на возмещение морального вреда не утрачивается. Иск можно подать в пределах трехлетнего срока исковой давности.

Чтобы узнать наиболее эффективные варианты расчета компенсации за моральный вред, воспользуйтесь консультацией наших специалистов по телефону, либо через форму обратной связи на сайте. Мы поможем оформить все необходимые документы для передачи спора в суд, и окажем любые виды юридических услуг для защиты прав потребителей.

Узнайте больше  Предоставление услуг ненадлежащего качества: куда обращаться?

Вам может также понравиться...

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять