Заверение расписки: обязательно или нет
Расписка оформляется для подтверждения факта передачи денежных средств между гражданами. Этот документ может быть приравнен по юридической силе к договору займа, выступать доказательством взаиморасчетов по сделкам, использоваться для иных целей. В статье расскажу, обязательно ли нотариальное заверение расписки, какие преимущества дает такой способ оформления документа.
Зачем нужно заверение расписки у нотариуса
Гражданский кодекс РФ не требуется обязательного удостоверения расписок через нотариуса, вне зависимости от цели ее оформления, размера передаваемых средств, иных факторов. Чтобы подтвердить факт передачи денежных средств, достаточно заполнить от руки или на компьютере письменный документ, скрепить его подписями сторон. Однако граждане могут добровольно обратиться к нотариусу за удостоверением расписки, что дает следующие преимущества:
- нотариус досконально проверит правильность составления документа, соответствие его условий требованиям закона, точность формулировок;
- в обязанности нотариуса входит и проверка дееспособности сторон, что исключит возможность судебного оспаривания (это особенно актуально, если передается значительная сумма денег);
- нотариус подтвердит факт передачи денег, отсутствие угрозы и понуждения со стороны участников сделки (это снизит риск мошенничества по расписке).
Даже при передаче денег в долг родственникам и знакомым, нотариальная расписка устранит любые споры о фактическом получении средств. При взаиморасчетах с незнакомыми лицами, либо при совершении гражданских сделок, расписка может использоваться надлежащим доказательством и в судебном процессе.
Что нужно для заверения расписки
Расписка всегда оформляется в присутствии обеих сторон, при непосредственной передаче денежных средств. Поэтому в нотариальную контору должны подойти оба участника сделки. Документ можно оформить самостоятельно и принести нотариусу заполненный бланк. Однако целесообразно поручить составление расписки нотариусу, чтобы избежать ошибок и необходимости переписывать документ заново.
При обращении в нотариальную контору необходимо иметь при себе оригинал паспорта. Порядок удостоверения расписки происходит следующим образом:
- нотариус составляет документ на условиях, указанных сторонами (либо участники сделки представляют для проверки заполненный бланк);
- после проверки условий документа, нотариус должен подтвердить фактическую передачу денежных средств в заявленном размере;
- проводится проверка личности и дееспособности сторон, а содержание расписки оглашается гражданам устно;
- после проведения всех проверок, нотариус заверит документ своей подписью и печатью, укажет реестровый номер.
Сведения о каждом документе, удостоверенном нотариусом, вносятся в единый реестр нотариальных действий. Это позволит легко проверить подлинность документа при возникновении любого спора, дату и место составления и удостоверения бланка.
Хотя удостоверение расписки у нотариуса является платной услугой, такие дополнительные расходы полностью оправдывают себя. Граждане получают гарантию, что документ не будет оспорен через суд, а вторая сторона не откажется в одностороннем порядке от факта передачи денежных средств. После удостоверения, каждая из сторон получит по экземпляру документа, каждый из которых будет иметь равную юридическую силу.