Классификация опасных производственных объектов
Определение специальных условий эксплуатации опасного промышленного объекта (ОПО) и оборудования базируется на оценке возможных последствий от аварийных ситуаций. По данному критерию проводится классификация степени опасности ОПО для интересов граждан и общества, окружающей среды.
Что такое классификация степени опасности
Нормами Закона № 116-ФЗ определены параметры, позволяющие оценивать потенциальную опасность отдельных категорий и групп промышленных объектов. Эти параметры связаны с размером возможного вреда и ущерба, который будет причинен в случае возникновения аварийных ситуаций.
На данные момент в Законе № 116-ФЗ установлены 4 класса опасности оборудования и объектов. Критерии опасности отдельных групп объектов должны определяться на стадии их регистрации, в процессе текущей эксплуатации. Перечень указанных критериев сформулирован в Приложении № 2 к Закону № 116-ФЗ и включает:
- количество опасных веществ, которые одновременно используются на ОПО;
- принадлежность объекта к определенной отрасли (например, работы с химическим оружием напрямую относят объект к I классу опасности).
Отраслевая принадлежность декларируется на стадии регистрации ОПО и проведения экспертизы промбезопасности. Ее изменение невозможно в процессе текущей деятельности промышленного производства.
Определение количества опасных веществ также устанавливается на стадии ввода объекта в эксплуатацию, регистрации в уполномоченных государственных органах. В процессе текущей деятельности предприятия количество таких веществ может меняться, как в сторону увеличения, так и уменьшения. В этом случае будет проводиться изменение классификации с обязательной перерегистрацией объекта в государственном реестре.
Как устанавливается класс опасности
Определение принадлежности к одному из классов опасности является обязанностью владельца объекта или оборудования. Эти сведения рассчитываются исходя из критериев Приложения №2 к Закону № 116-ФЗ, прилагаются в виде отдельного документа при регистрации в Ростехнадзоре.
Если на предприятии не установлены критерии опасности, объекты не подлежат регистрации в государственном реестре ОПО. В случае, если проверкой Ростехнадзора будет выявлено наличие факторов опасности, о которых не заявил владелец объекта, будет вынесено предписание с требованием о прохождении регистрации в реестре. Помимо этого, допускается привлечение виновных лиц к административной ответственности.
В составе документации на регистрацию ОПО владелец объекта обязан указать один из следующих классов:
- I класс — объекты чрезвычайно высокой опасности;
- II класс — объекты высокой опасности;
- III класс — объекты средней опасности;
- IV класс — объекты низкой опасности.
В государственном реестре ОПО сведения также подлежат подразделению на группы, исходя из задекларированного класса опасности. Это напрямую повлияет на характер планового и внепланового надзора со стороны государственных органов, а в ряде случаев на обязанность получить специальные виды разрешительных документов.
В процессе рассмотрения документов, представленных на регистрацию в реестре ОПО, территориальные учреждения Ростехнадзора имеют право проводить не только камеральную, но и выездную проверку. В ходе проверок будет анализироваться достоверность заявленных сведений, наличие реальных параметров применения опасных веществ на производстве.
Регистрация ОПО должна проводиться не позднее 10 дней с момента начала их фактической эксплуатации. Направление документов может осуществляться как в бумажном варианте, так и через портал госуслуг. После проведения проверки заявителю будет выдано свидетельство о регистрации каждого объекта с указание класса опасности. Если данный класс будет изменен в процессе перерегистрации, владелец получит новое свидетельство.
Практическое применение классов опасности влияет не только на степень возможной угрозы гражданам, обществу, окружающей среде, но и возникновения ряда обязательных требований:
- проведение экспертизы промбезопасности при вводе объекта в эксплуатацию, а также при любых случаях аварийных ситуаций или технологического отказа оборудования;
- для оформления договора страхования гражданской ответственности за причинение вреда вследствие аварийных инцидентов;
- для установления периодичности проверок со стороны надзорных органов.
Разграничение по классам имеет важное значение при определении обязанности оформлять дополнительный перечень документов, вводить дополнительные административные единицы на производстве. В частности, для ОПО, отнесенных к I и II классам опасности, вводятся следующие обязательные требования:
- оформление декларации промбезопасности (для объектов с более низкими классами такой документ не является обязательным);
- введение на производстве системы управления промбезопасностью.
Наиболее низким уровнем опасности обладает IV класс ОПО. В отношении таких объектов не требуются дополнительные лицензии, декларации, а проведение проверок Ростехнадзора может иметь только внеплановый характер.
В случае, если параметры опасности изменились в процессе текущей деятельности предприятия, необходимо пройти перерегистрацию в реестре. В соответствие с Приказом Ростехнадзора № 495 срок на эту процедуру не может превышать 10 рабочих дней.
Штрафы за нарушение предписаний Ростехнадзора
Если перерегистрация не проведена, должностными лицами Ростехнадзора будет вынесено предписание об устранении нарушений закона с указание срока для таких действий. Невыполнение законного предписания повлечет административную ответственность по ст. 9.1 КоАП РФ:
- на предприятие – штраф от 300 000 до 400 00 рублей, либо приостановление деятельности до 90 дней;
- на должностных лиц – штраф от 20 000 до 30 000 рублей, либо дисквалификацию на срок до одного года.
Помимо этого, нарушение сроков перерегистрации повлечет дополнительный объем проверочных мероприятий со стороны должностных лиц Ростехнадзора.