Новые правила расчета утраты товарной стоимости по ОСАГО

Центробанк РФ пытается решить одну из ключевых проблем, возникающих при выплате ОСАГО. Предложен проект новой методики, по которой страховщики и автоэксперты будут рассчитывать утрату товарной стоимости авто. В этом материале сделаем предварительный анализ методики УТС.

Общие положения новой методики по расчету утраты товарной стоимости

Под товарной стоимостью автомобиля понимается цена, за которую машину можно реально продать на рынке. Конечно, это очень условный показатель, так как он зависит от региона регистрации ТС, состояния рынка спроса и предложения, массовости или уникальности машины. Даже незначительное повреждение авто при ДТП влияет на товарную стоимость автомобиля, так как  ремонт никогда не приведет к восстановлению исходных характеристик.

При расчете выплат по ОСАГО утрата товарной стоимости автомобиля является одной из ключевых проблем:

  • в Законе № 40-ФЗ и Правилах ОСАГО содержаться очень расплывчатые формулировки для расчета УТС;
  • большинство страховых компаний всегда отказывают в возвещении утраты товарной стоимости, даже если в экспертном заключении сделан объективный расчет;
  • при рассмотрении спора в суде также возникают проблемы, так как единая методика ЦБ РФ не содержит правил расчета УТС.

Если для «древней» подержанной машины утрата товарной стоимости не столько критична, то для новых авто разница в цене может составлять десятки и сотни тысяч рублей.

Чтобы упорядочить правила расчета УТС, Центробанк разработал единую методику для расчета размера утраченной товарной стоимости при определении размера возмещения по ОСАГО. Если у вас нет желания изучать весь проект, можно ограничиться общими принципами новой методики:

  • согласно проекту, УТС будет рассчитываться для автотранспорта в поврежденном или отремонтированном состоянии (при возможности установить степень повреждения после проведения ремонта);
  • величина УТС при повреждении авто рассчитывается как произведение стоимости ТС на момент повреждения на частное от деления коэффициента УТС, определенного по методике, на 100% (ниже приведем все формулы, по которым будет рассчитываться УТС);
  • в проекте методики регламентирован перечень оснований, при которых обязательно рассчитывается УТС, а также ситуации, когда это не допускается.

Важно, что Центробанк предлагает обновить Справочники средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часов работ (далее по тексту – Справочники) при определении размера расходов на ремонт. Такие ценовые показатели будут указываться  с учетом границ субъектов РФ или экономических регионов.

Ниже детально разберем все положения проекта, поскольку вероятность его утверждения практически равна 100%.

Утрата товарной стоимости

Кто обязан применять новые правила расчета УТС

На данный момент существует неопределенность в порядке применения действующей методики расчета для ОСАГО. Оценщики страховой компании идет строго по нормативным требованиям, тогда как частные автоэксперты ссылаются на рыночные цены. Суды в равной степени могут выносить решения в пользу страховщика или потерпевшего, так как единая методика абсолютно не соответствует действительности.

Новая методика должна обязательно применяться:

  • страховыми компаниями или их представителями, если они самостоятельно проводят осмотр, определяют размер затрат на восстановление, стоимость авто, стоимость годных остатков при полной гибели машины, УТС, и и выплачивают страховое возмещение ОСАГО;
  • экспертами-техниками и экспертными организациями при проведении независимой технической экспертизы ТС;
  • судебными экспертами при проведении судебной экспертизы ТС.

Как видно из формулировок, значение новой методики существенно шире, чем раньше. Она будет обязательно применяться в целях определения размера страховой выплаты потерпевшему и (или) размера расходов на ремонт, стоимости авто или годных остатков при полной гибели ТС, объективного расчета УТС по ОСАГО.

Судя по всему, независимые эксперты не смогут отступать от единой методики при составлении отчета. Это однозначно устранит неопределенность и разночтение нормативных актов.

Узнайте больше  В чью страховую компанию нужно обращаться при ДТП
Утрата товарной стоимости

Алгоритм расчета УТС для возмещения по ОСАГО

Теперь обратим внимание на обстоятельства и критерии, которые будут учитываться при расчете утраты товарной стоимости. Прежде всего, автомобиль будут идентифицировать по следующим показателям:

  • идентификационный номер VIN;
  • регистрационные номера узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины), их соответствие ПТС, свидетельству о регистрации ТС,  документам о ДТП;
  • тип, марка, модель, даты изготовления машины (либо отдельных комплектующих, если они заменялись в период эксплуатации);
  • тип коробки передач (АКПП, МКПП);
  • цвета и типа лакокрасочного покрытия;
  • 3 основные технические характеристики и комплектации автомобиля.

Важно, что если в ходе идентификации эксперт выявит несоответствие указанных параметров или следы внесения изменений, этот факт будет отдельно указан в акте осмотра и экспертном заключении. Это не означает, что вы не сможете получить страховку, однако возникнут очевидные проблемы с доказыванием.

По итогам первичного осмотра составляется акт. В этом документе отражаются следующие блоки данных:

  • основание для проведения осмотра (например, заказ-наряд или заявление владельца ТС);
  • дата осмотра (указывается время начала и окончания осмотра);
  • место и условия проведения осмотра;
  • реквизиты регистрационных документов на машину;
  • сведения о владельце автомобиля;
  • сведения о соответствии или несоответствии характеристик материалам ДТП, регистрационным документам;
  • сведения о дефектах эксплуатации, повреждениях доаварийного характера, следах ранее проведенного ремонта, иных факторов, которые повлияют результаты экспертизы;
  • предварительное установление причинно-следственной связи между ДТП и повреждениями авто;
  • сведения о возможных скрытых повреждениях;
  • информация о пробах и элементах, взятых для исследования;
  • сведения о лице, проводившем осмотр;
  • сведения о лицах, присутствовавших при осмотре ТС, их замечания и подписи лиц;
  • дата составления документа.

Обязательным приложением к акту осмотра являются фотоматериалы. Они  оформляются на бумажном носителе и в электронной форме. Дополнительным приложением к акту осмотра является видеозапись.

При первичном осмотре фиксируются повреждения по результатам внешнего осмотра, т.е. без вмешательства в конструкцию авто. Также эксперт может применять инструментальные методы, технические средства измерения или диагностическое оборудование.

Если фактический осмотр невозможен (например, если машина находится в отдаленном или труднодоступном месте, утилизирована, продана на момент осмотра), допускается установление повреждений на основании представленных материалов и документов (с обязательным приложением фотоматериалов). Для этого обязательно требуется письменное согласие потерпевшего и страховщика.

Утрата товарной стоимости

Как определяются характеристик повреждений при утрате товарной стоимости

На показатели УТС будет влиять каждое повреждение, от мелкого скола на бампере, до разрушения подвески. В проекте методики определены правила для оценки повреждений по каждому основному узлу и агрегату.

Для оценки повреждений деталей кузова применяются  показатели, которые напрямую влияют на методы и трудоемкость ремонта:

  • площадь повреждения либо соотношение площади повреждения к общей площади части, детали;
  • глубина (объем) повреждения;
  • в отдельных случаях – длина повреждения;
  • вид (характеристика) деформации детали транспортного средства в зоне повреждения;
  • конструктивные характеристики детали транспортного средства в зоне повреждения;
  • локализация (место расположения) повреждений для определения доступности ремонта.

При описании эксперт обязан пользоваться терминами и определениями, указанными в методике.

Для оценки повреждений лакокрасочного покрытия используются следующие показатели:

  • тип лакокрасочного покрытия;
  • размерные характеристики повреждения (в единицах измерения или по отношению к размерам части, детали);
  • характеристика послойных повреждений покрытия (повреждение лака, наружный слой, до грунта, до материала);
  • материал окрашенной части, узла, агрегата или детали транспортного средства (пластик, сталь, алюминий и т.п.).

Эксперт обязан учесть места размещения рекламы на наружных поверхностях, наличие цветографических схем, опознавательных знаков и надписей, изображений, в том числе пленок, автомобильной аэрографии.

По каждому выявленному  повреждению отражается следующая информация:

  • вид повреждения в соответствии с типовыми определениями;
  • место расположения;
  • характер и объем.
Узнайте больше  Как заполнять извещение о ДТП

Для каждой поврежденной детали (узла, агрегата) авто определяется вид и объем предполагаемого ремонта и категория окраски.

Запись о необходимости инструментальной диагностики и дефектовки с разборкой для установления скрытых повреждений делается в случае выявления дефектов:

  • дорогостоящей детали (стоимость которых превышает 5% от стоимости автомобиля);
  • двигателя, коробки передач, раздаточной коробки;
  • ведущих мостов, межосевых дифференциалов, колесных редукторов;
  • рулевого механизма, гидроусилителя руля;
  • топливного насоса высокого давления;
  • мультимедийных, электронных устройств, электронных блоков управления системами машины;
  • систем безопасности, блоков предохранителей.

Обратите внимание! Наличие механических повреждений только в виде царапин, задиров и сколов на корпусе не является основанием для замены узла в сборе, так как не влияет на его характеристики авто.

Необходимость и объем работ по устранению перекосов определяются по результатам замеров. При отсутствии визуально фиксируемых повреждений деталей (узлов) подвески решение о замене элемента принимается по результатам инструментального контроля, по результатам измерений углов установки колес (УУК) с их последующей регулировкой.

При назначении замены поврежденных стекол, приборов освещения (электрооборудования), либо частей, узлов, агрегатов и деталей с ресурсом меньшим, чем ресурс ТС (например, аккумуляторная батарея, шины, ремни), либо при наличии повреждений и дефектов, не характерных для машин с аналогичными параметрами, эксперт обязан зафиксировать их марку (производителя), год выпуска, состояние или показатель износа.

Решение о замене деталей, изготовленных из пластиковых материалов, принимается в случае, если изготовитель не регламентирует их ремонт при установленных повреждениях, либо если их ремонт и окраска, технически невозможны или экономически нецелесообразны.

Решение о замене приборов освещения принимается в случае невозможности ремонта их креплений, либо при отсутствии ремонтных комплектов на рынке. Окрасочные работы назначаются в минимально допустимом технологией производителя объеме, позволяющем восстановить доаварийные свойства. При значительном объеме окрашиваемых деталей эксперт проверяет экономическую целесообразность наружной окраски кузова. Если на момент ДТП на детали имелась сквозная коррозия, либо площадь повреждения лакокрасочного покрытия превышала 25% общей площади детали, то окраска не назначается.

В случае, когда в ходе осмотра сделано заключение о полной гибели ТС по техническим показателям или предположение об экономической нецелесообразности проведения ремонта, в акте отражается перечень и состояние неповрежденных деталей (узлов, агрегатов) для определения их стоимости.

Утрата товарной стоимости

Как устанавливается причинно-следственная связь между ДТП и повреждениями

Оплачивать ремонт или рассчитывать компенсацию по ОСАГО будут только за повреждения от ДТП. Поэтому эксперт обязан установить причинно-следственную связь между возникновением повреждения и аварией. Для этого проводятся следующие мероприятия:

  • устанавливается возможность или невозможность получения повреждений при обстоятельствах, указанных в заявлении о страховом случае, в документах, оформленных ГИБДД;
  • проводится сопоставление повреждений с повреждениями автомобилей иных участников ДТП, с иными объектами (при их наличии), с которыми машина контактировало после столкновения;
  • анализируются данные, указанные в документах о ДТП (извещении о страховом случае, протоколе о нарушении ПДД, постановления о правонарушении, объяснениях участников аварии), проводится их сравнение с повреждениями, зафиксированными при осмотре.

Проверка связи повреждений проводится с использованием методов транспортной трасологии, анализа характера деформаций и направления действий сил, вызвавших повреждения следов, имеющихся на авто, проезжей части и объектах дорожной инфраструктуры. При невозможности натурного сопоставления строится графическая модель столкновения, в том числе с применением компьютерных графических программ.

При исследовании причинно-следственных связей могут проводиться другие виды экспертиз (металловедческая, экспертиза лакокрасочных покрытий, пожаротехническая, взрывотехническая и т.д.), а также комплексные экспертизы. Особенно это актуально на стадии судебного рассмотрения спора.

Узнайте больше  Что делать если страховая мало выплатила по ОСАГО

Как рассчитывается стоимость ремонта и утраты товарной стоимости

Самый важный момент, который интересует пострадавшего от ДТП – сколько он получит денег по ОСАГО. Единая методика содержит сразу несколько формул, которые будут использовать оценщики страховой компании или независимые эксперты. Выделим ключевые моменты расчета стоимости ремонта и утраты товарной стоимости.

Целью расчета является установление наиболее вероятной величины затрат, необходимых для приведения машины в состояние, в котором она находилось до ДТП. Размер расходов определяется только в отношении повреждений, возникших в результате аварии. Перечень повреждений определяется при первичном осмотре и может уточняться (дополняться) при проведении дополнительных обследований.

Требования к определению размера затрат на ремонт и восстановление ТС:

  • размер расходов определяется на дату ДТП с учетом условий и границ региональных товарных рынков места аварии (т.е. если вы попали в ДТП в другом регионе, именно по его расценкам будет считаться ущерб);
  • относительная потеря товарной стоимости, характеристик и ресурса в процессе эксплуатации, характеризуется показателем износа;
  • размер затрат на ремонт определяется исходя из их стоимости (работ по восстановлению, окраске, контролю, диагностике и регулировке, сопутствующих работ), расценок на детали, материалы взамен поврежденных;
  • размер расходов по ремонту определяется без учета дополнительных расходов по улучшению и модернизации автомобиля.

Все эти условия сведены в методике в единую формулу расчета:

Свр = Рр + Рм + Рзч , где:

Свр – стоимость ремонта (расходы на восстановительный ремонт);

Рр – расходы на проведение работ по ремонту транспортного средства

Рм – расходы на материалы;

Рзч – расходы на запасные части, используемые взамен поврежденных деталей (узлов, агрегатов).

Результат расчета округляется до сотен рублей.

Обратите внимание! Расхождение между размером расходов на ремонт, или в результатах расчета УТС, выполненных различными специалистами, будет признано допустимой погрешностью,  если оно не превышает 10 процентов. Это означает, что страховые компанию заведомо получают преимущество при рассмотрении дела в суде.

Утрата товарной стоимости

Особенности расчета УТС после ДТП

В проекте методики предусмотрены и специальные особенности, которые будут учитываться при расчете утраты товарной стоимости. УТС рассчитывается для транспортных средств, при осмотре которых выявлена необходимость выполнения одного из следующих видов ремонтных работ:

  • устранение перекоса кузова (проема) или рамы транспортного средства;
  • замена несъемных элементов кузова машины (полная или частичная);
  • ремонт съемных или несъемных элементов кузова (включая оперение) авто (в том числе пластиковых капота, крыльев, дверей, крышки багажника);
  • полная или частичная окраска наружных (лицевых) поверхностей кузова транспортного средства, бамперов;
  • полная или частичная разборка салона автомобиля.

Не будет рассчитываться показатель УТС:

  • эксплуатационные повреждения лакокрасочного покрытия в виде меления, трещин, а также повреждений, вызванных механическими воздействиями (незначительных по площади сколов, рисок, не нарушающих защитных функций лакокрасочного покрытия составных частей оперения; одиночного эксплуатационного повреждения оперения кузова (кабины) в виде простой деформации, не требующего окраски площадью не более 0,25 дм2);
  • повреждения, которые приводят к замене отдельных составных частей, которые не нуждаются в окрашивании и не ухудшают внешний вид автомобиля (стекло, фары, бампера неокрашиваемые, пневматические шины, колесные диски, внешняя и внутренняя фурнитура и т.п.).

Величина утраты товарной стоимости зависит от вида, характера и объема повреждений и ремонтных воздействий по их устранению. Величина утраты товарной стоимости при повреждении транспортного средства определяется в отношении каждого поврежденного элемента и рассчитывается по формуле, указанной в методике.

Значение коэффициента утраты товарной стоимости при подетальной окраске наружных поверхностей кузова рассчитывается по формуле:

КУТСокр = КУТСокр(1) + КУТСокр (N-1)ˑ(N — 1), %, где:

  • КУТСокр – коэффициент утраты товарной стоимости при поэлементной окраске наружных элементов;
  • КУТСокр(1) – коэффициент утраты товарной стоимости по окраске первой кузовной составной части или бампера;
  • КУТСокр(??−1) – коэффициент утраты товарной стоимости по окраске второй и каждой следующей кузовной составной части или бампера;
  • N – количество окрашиваемых составных частей, по которым рассчитывается утрата товарной стоимости.

При учете утраты товарной стоимости для узлов в сборе недопустимо дополнительно применять утрату товарной стоимости для их частей.

Заключение

Ожидается, что новая методика будет утверждена уже к началу осени, а вступит в силу с января 2020 года. Так как самостоятельно разобраться в правила расчета крайне сложно, рекомендуем обратиться за помощью к нашим автоюристам. Вы получите подробную консультацию о нововведениях, а при поддержке юриста добьетесь полного возмещения утраты товарной стоимости по ОСАГО.

Вам может также понравиться...

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять